Виртуальная приемная

О ходе реализации Закона Краснодарского края "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
четвертого созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

"О ходе реализации Закона Краснодарского края "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае"

Заслушав и обсудив информацию заместителя председателя комитета За­конодательного Собрания Краснодарского края по вопросам экономического развития, промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяй­ства С.А. Хобленко о ходе реализации Закона Краснодарского края от 4 февра­ля 2004 года N° 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" (далее также — Закон), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что похоронное обслуживание населения является одной из наиболее социально значимых услуг и затрагивает интересы всего населения края. По статистике ежегодно в крае умирает более 70 тысяч человек, а число граждан, принимающих участие в похоронах составляет свыше полутора миллионов.

Органы государственной власти края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае, рассматривая вопросы погребения и похоронного дела как важнейшую составную часть национальной духовной культуры, принима­ют меры по созданию условий для развития сферы ритуальных услуг и достой­ного содержания мест захоронения.

В целях регулирования правоотношений в указанной сфере и во исполне­ние Федерального закона от 12 января 1996 года N° 8-ФЗ "О погребении и по­хоронном деле" в крае принят Закон Краснодарского края "О погребении и по­хоронном деле в Краснодарском крае", который определяет погребение как об­рядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. В нем также предусмотрены вопросы создания и содержа ния мест захоронения, организации специализированных служб по вопросам похоронного дела, определен гарантированный перечень услуг по погребению, порядок выплаты социального пособия, а также оказание единовременной ма­териальной помощи на погребение малоимущего гражданина.

В соответствии с законодательством Краснодарского края и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N° 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по организа­ции похоронного дела и содержанию мест захоронения возложены на органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов.

В большинстве муниципальных образований края во исполнение Закона разработаны и приняты муниципальные нормативные правовые акты, которы­ми определены структурные подразделения или должностные лица, уполномо­ченные в сфере похоронного дела, созданы специализированные службы по вопросам похоронного дела, а также определены порядок деятельности и со­держания общественных кладбищ, стоимость гарантированного перечня услуг по погребению, порядок формирования и содержания архивного фонда доку­ментов по погребению умерших (погибших) и мест их захоронения.

На территории муниципальных образований Краснодарского края дейст­вуют 1272 общественных кладбища, 72 специализированные службы и 92 ком­мерческие организации по вопросам похоронного дела, в сфере погребения и похоронного дела в крае занято около двух тысяч человек. Все это позволяет обеспечить решение вопросов оказания населению юридических, производст­венных, ритуальных и иных услуг, связанных с проведением похорон.

Вместе с тем в работе органов местного самоуправления в крае имеются серьезные недостатки и проблемы в организации похоронного дела и оказанию населению ритуальных услуг. Так, в городских и сельских поселениях Гульке-вичского, Курганинского, Лабинского, Ленинградского, Павловского, Старо­минского, Успенского и Щербиновского районов до настоящего времени не разработаны и не приняты муниципальные нормативные правовые акты, регу­лирующие правоотношения в указанной сфере, что приводит к бессистемной и недостаточной работе по развитию похоронного дела и обеспечению населения качественными ритуальными услугами.

В городских и сельских поселениях Брюховецкого, Кавказского, Кали­нинского, Лабинского, Павловского, Староминского, Туапсинского районов не выполнены требования законодательства Краснодарского края по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела, эти полномочия не возложены и на иные предприятия или организации, что ущемляет права граждан.

В 2009 году в крае специализированными службами по вопросам похо­ронного дела услуги по погребению согласно гарантированному перечню услуг были предоставлены всего 1094 гражданам, за пять месяцев текущего года — 231 гражданину. В большинстве случаев осуществлялось погребение умерших (погибших), не имеющих родственников, либо личность которых органами внутренних дел не была установлена.

В ряде муниципальных образований края имеются недостатки и пробле­мы, связанные с созданием и содержанием мест захоронения.

В настоящее время на территории Краснодарского края 137 обществен­ных кладбищ полностью использовали свой земельный ресурс. В ряде муници­пальных образований остро стоит вопрос дополнительного выделения земель под обустройство новых мест захоронения. При этом в муниципальных обра­зованиях края не проводится инвентаризация захоронений с целью выявления брошенных могил и возможности их дальнейшей рекультивации и повторного использования с соблюдением санитарных норм и правил. Сегодня такими захо­ронениями занято от 20 до 30 процентов территорий общественных кладбищ.

В городских округах город Армавир и город-курорт Сочи, в поселениях Брюховецкого, Гулькевичского, Ейского, Калининского, Мостовского, Ново­покровского, Отрадненского, Крымского, Лабинского, Ленинградского, Старо­минского, Темрюкского, Тимашевского, Туапсинского, Усть-Лабинского, Ус­пенского, Щербиновского районов кладбища используются без наличия необ­ходимых правоустанавливающих документов, что является нарушением зако­нодательства Российской Федерации.

Кроме того, в ряде муниципальных образований края не установлен раз­мер земельного участка, бесплатно предоставляемого для погребения умерше­го. Размеры таких земельных участков в муниципальных образованиях края колеблются от 2 до 15 кв. метров, что приводит к неэффективному использова­нию земли и сокращению срока использования земельного ресурса, выделен­ного под общественное кладбище.

Неудовлетворительными также являются содержание и благоустройство мест захоронения. Значительная часть кладбищ не обеспечена водой, огражде­ние их территорий оборудовано частично либо полностью отсутствует. Дороги на территории кладбищ не обустроены, подъездные пути требуют ремонта, площадки для сбора мусора не оборудованы. В большинстве случаев помеще­ния, где располагаются смотрители, производится складирование необходимо­го для захоронений инвентаря, находятся в неудовлетворительном состоянии, а на многих кладбищах такие помещения вообще отсутствуют.

Несмотря на недостаточное финансовое обеспечение работ по содержа­нию и благоустройству кладбищ, органами местного самоуправления не ис­пользуется предоставленная законодательством Российской Федерации воз­можность привлечения на эти цели внебюджетных средств, в том числе средств граждан в порядке самообложения.

В большинстве органов местного самоуправления неудовлетворительно организована работа по формированию и содержанию архивного фонда доку­ментов по погребению. В книгах регистрации захоронений не указывается кон­кретное место захоронения (номер квартала, ряда и места захоронения). Прак­тически повсеместно на территории кладбищ края, за исключением крупных городских округов, отсутствуют указатели расположения кварталов, рядов, но­меров мест захоронения. В Гулькевичском, Брюховецком, Лабинском районах регистрация захоронений ведется только в городских поселениях. В результате местонахождение захоронения 5—10-летней давности установить невозможно.

В поселениях Апшеронского, Брюховецкого, Гулькевичского, Ейского, Калининского, Каневского, Крыловского, Крымского, Курганинского, Кущев ского, Лабинского, Отрадненского, Павловского, Староминского, Темрюкско-го, Тихорецкого, Туапсинского, Успенского, Щербиновского районов не ведут­ся книги регистрации надмогильных сооружений.

В ряде муниципальных образований края органами местного самоуправ­ления недостаточно ведется информационно-разъяснительная работа, в связи с чем граждане не владеют информацией о мерах социальной поддержки в части выплаты единовременной материальной помощи по погребению малоимущих граждан, установленной Законом в размере 1500 рублей.

В результате указанной мерой социальной поддержки в 2009 году восполь­зовались только 4125 жителей Краснодарского края (при общем количестве умерших — 70831). При этом в муниципальных образованиях город-ку­рорт Сочи (Лазаревский, Центральный и Хостинский районы), Кореновский район материальная помощь по погребению гражданам не выплачивалась.

В первом квартале 2010 года единовременная материальная помощь была выплачена 843 гражданам (похоронено 18195 человек). Граждане, проживаю­щие на территориях муниципальных образований город-курорт Сочи, го­род-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, Кореновский район, Новопокров-ский район, также не воспользовались данной социальной поддержкой.

Одной из причин недостаточной работы органов местного самоуправле­ния является отсутствие должной координации деятельности в сфере погребе­ния и похоронного дела со стороны департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Методические рекомендации органам местного самоуправления по во­просам организации похоронного дела на местах, подготовленные департамен­том жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, нуждаются в существенной доработке. При главе администрации (губернаторе) Краснодар­ского края и при органах местного самоуправления не созданы попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела, которые могли бы снять остроту ситуаций, связанных с имеющими место в крае случаями некаче­ственного, некорректного обслуживания населения, а также содействовать по­вышению уровня духовности населения края.

На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодар­ского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Информацию заместителя председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам экономического развития, про­мышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства С.А. Хоб-ленко о ходе реализации Закона Краснодарского края от 4 февраля 2004 года N° 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" принять к сведению.

2.Признать работу департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в сфере погребения и похоронного дела недостаточной.

3.Отметить недостаточную работу по организации похоронного дела ор­ганов местного самоуправления городских округов город-курорт Сочи, город Армавир, городских и сельских поселений Брюховецкого, Гулькевичского, Ей­ского, Калининского, Крымского, Курганинского, Лабинского, Ленинградско­го, Новопокровского, Отрадненского, Павловского, Староминского, Темрюк-ского, Туапсинского, Успенского, Щербиновского районов.

4.Рекомендовать администрации Краснодарского края:

1. усилить работу по координации деятельности органов местного само­управления в Краснодарском крае в части реализации норм законодательства Российской Федерации в сфере погребения и похоронного дела;

2. разработать единую систему учета всех видов захоронений на террито­риях муниципальных образований Краснодарского края;

3. подготовить методические рекомендации по разработке органами ме­стного самоуправления в Краснодарском крае необходимых муниципальных правовых актов в сфере погребения и похоронного дела, в том числе по вопро­сам организации ритуальных услуг, по учету и регистрации захоронений, бла­гоустройству и содержанию мест захоронения, по определению порядка дея­тельности кладбищ на территории муниципальных образований Краснодарско­го края;

4. организовать обучение кадров, занятых в похоронной сфере;

5. рассмотреть возможность увеличения численности департамента жи­лищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в целях обеспечения координации деятельности органов местного самоуправления в Краснодарском крае в сфере погребения и похоронного дела;

6) разработать систему мер по воспитанию у населения и молодежи Краснодарского края достойного отношения к памяти ушедших поколений;

7) завершить работу по созданию краевого попечительского (наблюда­тельного) совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по вопросам похоронного дела и оказать содействие в организации таких сове­тов при главах муниципальных образований края с включением в их состав представителей основных религиозных конфессий и диаспор, находящихся на территории соответствующих муниципальных образований.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:

1)подготовить и принять муниципальные правовые акты, необходимые для организации похоронного дела и предоставления населению качественных ус­луг по погребению;

2)с целью восстановления архивного фонда документов по погребению умерших (погибших) и мест их захоронения муниципальных образований, а также с целью оптимизации использования земельного ресурса кладбищ про­вести инвентаризацию кладбищ, расположенных на территории муниципаль­ных образований, и захоронений на них, определить порядок использования брошенных захоронений;

3)взять под особый контроль формирование и содержание архивного фонда документов по погребению умерших (погибших) и мест захоронения, провести необходимые мероприятия по обеспечению его сохранности;

4)завершить работу по оформлению правоустанавливающих документов действующих кладбищ;

5)привести территории кладбищ, расположенных в границах территорий муниципальных образований, в соответствие с градостроительной документа­цией, требованиями земельного, экологического, водного и лесного законода­тельства Российской Федерации;

6) обеспечить надлежащее содержание и благоустройство территорий кладбищ, находящихся на территориях муниципальных образований Красно­дарского края, используя на эти цели средства самообложения граждан, а также привлекая к этой деятельности территориальные органы самоуправления;

7) организовывать и проводить учебные семинары для граждан, рабо­тающих в сфере похоронного дела;

. 8) в муниципальных образованиях Краснодарского края, в которых нет специализированных служб по вопросам похоронного дела, рассмотреть воз­можность размещения муниципальных заказов по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на конкурсной основе среди юридических и фи­зических лиц, изъявивших желание и имеющих опыт работы в этой сфере;

9) решить вопрос о создании попечительского (наблюдательного) совета
по вопросам похоронного дела при главах муниципальных образований;

10) проводить работу по повышению информированности населения по
вопросам оказания услуг по погребению на безвозмездной основе и предостав-
ления мер социальной поддержки при осуществлении погребения некоторых
категорий умерших (погибших) в целях защиты прав и законных интересов
лиц, осуществляющих погребение умерших (погибших).

6. Рекомендовать представительным органам муниципальных образова­ний Краснодарского края в июле 2010 года обсудить настоящее постановление на пленарных заседаниях и принять меры по реализации законодательства Рос­сийской Федерации в сфере погребения и похоронного дела.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам эконо­мического развития промышленности, строительства и жилищно-коммуналь­ного хозяйства.

В.А. Бекетов

Председатель Законодательного Собрания Краснощекого края

г. Краснодар \ 23 июня 2010 года N° 2044-П

Горячая линия по вопросам ЖКХ
Жилищная политика
Приём граждан
Краевые ведомственные целевые программы
Газета "Жилищный вестник"
архив номеров
Единый портал государственных и муниципальных услуг Фонд содействия реформированию ЖКХ   Кубанский учебный центр ЖКХ
Официальный сайт
Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края